ЧИП-Тюнинг

ЧИП-Тюнинг – увеличение мощности двигателя. Удаление сажевых фильтров и отключение катализаторов. Программирование режимов ЕВРО2 и ЕВРО3

Что такое чип-тюнинг, почему так называют и для чего нужен ?

Чип-тюнинг – это, как правило, увеличение мощности двигателя посредством изменения программы управления двигателем. Раньше, в 90-е годы, блоки управления не имели так называемой флеш-памяти (памяти, программируемой многократно), прошивка располагалась в чипе постоянной памяти, которая могла быть запрограммирована в него один раз. При замене программы управления было необходимо заменить чип на новый.

Современный блок управления, как правило, имеет многократно записываемую память, где располагается программа управления, что дает возможность не менять сам чип при изменении содержимого программы. В некоторых случаях процесс чип-тюнинга возможен даже без снятия блока управления с автомобиля, через разъем OBD.

Большинство владельцев  автомобилей делают чип-тюнинг для увеличения мощности двигателя. Как правило, при этом также незначительно падает расход топлива при условии спокойной езды.

Для чип-тюнинга автомобили можно разделить на 4 типа:

1. Турбодизель – все современные BMW с дизельным двигателем

2. Бензин с турбиной – большинство современных бензиновых ДВС BMW.

3. Атмосферный бензиновый двигатель с механической КПП

4. Атмосферный бензиновый двигатель с автоматической КПП.

Если рассматривать первый и второй случаи: турбодизель и «турбобензин», то для этих обоих случаев средняя прибавка по мощности и крутящему моменту после чип-тюнинга, как правило, составляет 15-25 %. Вне зависимости от типа коробки передач результат чип-тюнинга будет ощущаться достаточно сильно.

За счет чего происходит такая прибавка? Прибавка мощности происходит за счет увеличения давления наддува турбонагнетателя, и, как следствие, прибавки остальных параметров. Как правило, после чип-тюнинга в калибровках можно наблюдать изменения в около 40 параметрах. Туда входит и угол опережения зажигания (опережения впрыска), и изменение реакции на педаль газа (как правило при этом так называемые джиттеры – педаль-бустеры уже не имеют смысла).

После чип-тюнинга, обычно, ощущают меньшую турбо-яму, более острую реакцию на педаль газа.

Что желательно знать и стараться соблюдать после чип-тюнинга? Эксплуатация «чипованного» автомобиля, как правило, не отличается от «нечипованного». Но следует помнить, что в случае чип-тюнинга дизельного или турбо-бензинового двигателя, нужно более аккуратно относиться к режимам максимальной нагрузки, а именно, постоянная езда в стиле а-ля Шумахер – резкие трогания с перекрестка (режим постоянного полного газа) может привести к разрушению АКПП (на самом деле АКПП можно «убить» и на «нечипованном» автомобиле). Также желательно не возить на прицепе грузы – различные катера и сильно перегруженные прицепы. В остальном, как правило, бояться нечего !

Для атмосферных двигателей, как правило, прибавка после чип-тюнинга составляет около 10 %. При этом, если у Вас в машине установлена АКПП, то, если честно, Вы вообще можете не почувствовать результата чип-тюнинга. При сочетании механической КПП и атмосферного бензинового двигателя, результат чип-тюнинга будет ощущаться достаточно неплохо. Педаль газа станет также более острой, после переключения передач провал будет относительно нивелирован.

Мы никому не гарантируем снижение расхода топлива, при этом также заявляем, что даже если эксплуатировать автомобиль постоянно в жестком режиме, то Вы вряд ли будете наблюдать увеличение расхода более чем на 10 %. Статистика опросов клиентов после нашего чип-тюнинга наоборот, показывает незначительное – 5-10 % снижение расхода топлива.

Процесс  чип-тюнинга, обычно, не занимает много времени. Все зависит от того, делали ли мы такое ПО, которое загружено в Ваш автомобиль или нет. Если уже делали, то процесс модификации Вашего ПО (калибровок в нем) займет около 10 минут, если нет – то может затянуться на 1-3 часа. Данное время требуется для того, чтобы переслать считанное ПО из блока управления Вашего автомобиля нашим зарубежным партнерам и получить его (модифицированное ПО) обратно. Все дело в том, что мы не занимаемся экспериментами с автомобилями. Мы предпочитаем лучше приобрести заведомо проверенный файл у наших зарубежных партнеров, которые имеют лаборатории и мощностные стенды, на которых они откатывают прошивки.

Чтение ПО из блока управления также происходит разными методами и зависит от блока управления, установленного в Вашем автомобиле. Дело в том, что если процесс считывания ПО на автомобиле BMW E70 с двигателем M57 (3.0D — 235 ЛС.) происходит за 2.5 минуты, а загрузка ПО в такой блок составляет 1.5 минуты, при этом ничего с автомобиля снимать не требуется, то для той же X5, но уже с мотором N57 (3.0D – 245 ЛС.) процесс считывания ПО займет не менее 1.5 часов, так как для считывания и записи ПО, блок управления двигателем должен быть снят с автомобиля и вскрыт. Как правило, на такой автомобиль мы берем запас около 5 часов на работу от начала до конца.

После загрузки ПО, блок управления двигателем, как правило, герметизируется и устанавливается обратно. Для чего все это и зачем такая разница ?

Дело в том, что производители блоков управления вносят различного рода защиты от чип-тюнинга. Например, в блоке EDC17CP45 вы установлен процессор Tricore SAK1797, записать который можно только через так называемый режим Boot, а контакты, с помощью которых происходит доступ к памяти блока вынесены на сторону печатной платы, лежащей на внутренней части, что и требует около 2-х дополнительных часов работы.

Увидит ли наш чип-тюнинг дилер при обслуживании Вашего автомобиля ?

На данный момент нами выявлен способ проверки чип-тюнинга автомобиля дилером BMW. Все происходит при подсоединении системы диагностики ISID (ISTA/D) к автомобилю. Сам процесс заключается в считывании из блока управления двигателем специального кода, который выставляется в случае модификации ПО в Вашем автомобиле.

Если Вы делаете чип-тюнинг у нас, то мы постараемся, чтобы дилерская система не увидела данного кода у Вас (мы умеем это делать на большинстве автомобилей BMW). Вы также безболезненно сможете ездить на ТО, а в гарантийном обслуживании Вам не откажут по причине наличия у Вас чип-тюнинга (дилер попросту не увидит, что Ваш автомобиль чипован).

Если при ТО или гарантийном ремонте блок управления двигателем на Вашей машине будет запрограммирован, то эффект чип-тюнинга пропадет, так как в блок управления ДВС Вашей машины будет загружено заводское ПО. Если Вы делали чип-тюнинг у нас, то мы бесплатно для Вас вновь вернем Вам тюнинговую прошивку в Ваш автомобиль.

Начиная с 2006 года, на автомобили BMW, выпущенных для рынка Европы, начали устанавливать так называемый сажевый (пылевой) фильтр – DPF (Diesel Particle Filter), задача которого — улавливать частицы сажи и копоти, содержащейся в отработанных газах машины.

Работает это следующим  образом. В процессе езды на автомобиле происходит накопление сажи и пепла в специальном боченке (сажевом фильтре). Система периодически, с помощью датчика перепада давления на выхлопе, анализирует пропускную способность этого фильтра. Если фильтр оказывается достаточно заполнен, то система запускает некий процесс регенерации, который сводится к прожигу сажи, накопившейся в данном элементе. Для этого система изменяет характеристики работы двигателя, увеличивая температуру на выхлопе до 600-900 градусов, что приводит к сгоранию сажи и продувке пепла. Так происходит периодически, в основном, раз в несколько сотен километров, при этом автомобиль чуть больше дымит из выхлопной трубы, а сам водитель даже не замечает того, что происходит.

Как правило, к 100-150 тысячам километров, ресурс данного элемента подходит к концу – он более не может восстанавливаться, а на дисплее автомобиля появляются предупредительные сообщения о необходимости его замены. Тяга автомобиля при этом ухудшается.

Если фильтр заменить на новый, то скорее всего, Вам может хватить его на 100-150 тысяч километров, при условии идеального топлива, без примесей, которые вызовут ускоренное старение сажевого фильтра. Стоимость фильтра как правило – 50000-100000 тысяч рублей. Да, это очень дорогое удовольствие.

Вариант -2. Забитый сажевый фильтр можно пробить. Но при этом система сначала восстановит штатный режим работы, но через несколько километров вновь сообщит о неисправности (фильтр достаточно хитрыми алгоритмами проверяется блоком управления двигателем).

Мы можем решить Вам проблему с выбитым сажевым фильтром – перепрограммировать блок управления ДВС так, чтобы автомобиль вел себя штатно при отсутствии DPF. Конечно, это также не дешевый процесс, но все же в 5-10 раз дешевле стоимости нового сажевого фильтра. Не забывайте, процесс установки фильтра также затратит материальные средства. (притом, при установке нового фильтра никто Вам не даст гарантии, что он прослужит у Вас те же 100000 километров пробега). Приблизительная стоимость перепрограммирования блока на режим без DPF также будет дана в таблице ниже.

В автомобилях с дизельными двигателями производства для рынка США, помимо сажевого фильтра, установлен так называемый SCR – катализатор, использующий в своей работе мочевину – так называемый AdBlue. Для нормальной работы такого двигателя требуется наличие в специальном бачке специальной жидкости, содержащей мочевину. При ее отсутствии, автомобиль будет выдавать сообщение о том, что необходимо ее добавить, а тяга автомобиля упадет приблизительно вполовину. Конечно, как вариант, можно покупать эту жидкость в специализированных магазинах, заправлять ее в автомобиль. Но можно и не использовать данную жидкость. В таком случае мы можем запрограммировать Ваш автомобиль для штатной работы в отсутствии данной жидкости.

В автомобилях с бензиновыми двигателями также не все совсем просто. Установленный каталитический нейтрализатор в систему выхлопа автомобиля также имеет ограниченный срок службы. К тому же, при использовании бензина, содержащего тетраэтилсвинец или подобные присадки, катализатор может выйти из строя за 2-3 поездки на расстояние 10-20 километров. Конечно же, катализатор потребуется заменить, иначе автомобиль перейдет в так называемый «аварийный» режим работы, при этом на дисплее будет высвечиваться сообщение о неисправности системы управления двигателем, а расход может возрасти на 50 %.  Если произвести простое механическое удаление катализатора BMW, то программа блока управления все равно это распознает и перейдет в так называемый «аварийный» режим. То есть удалить катализатор BMW можно, но есть некоторые тонкости.

Для некоторых таких автомобилей предусмотрен режим без проверки катализатора, при этом система будет работать полностью штатно. Возможно ли конкретно Ваш автомобиль запрограммировать под систему выхлопа без катализатора – звоните нам и уточняйте !